«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать.» — Ян Амос Коменский
Материалы: цветные коктейльные трубочки, ножницы, шнурок
Ход игры: Ребенку предлагается сделать бусы для мамы. Сначала разрезать трубочки на небольшие кусочки, затем нанизывать их на шнурок (рекомендуется с одного края шнурок завязать, чтобы бусы не скатывались).
Также из порезанных деталей можно сделать разные геометрические фигуры (квадрат, треугольник) или предметы (дом, елка и т.д.)
Материалы: яйца от игрушек киндер-сюрприза (у нас их 8), различные сыпучие звонкие предметы (у нас это фасоль, пшено, скрепки и бусинки)
Ход игры: Взрослый заранее наполняет по два яйца одинаковыми звонкими материалами и закрывает их. Ребенку предлагается трясти их по очереди и находить одинаковое звучание. Затем, когда ребенок определился с выбором пар, можно открыть оба яйца и посмотреть, прав ли был ребенок.
Игры с сортером «Геометрические фигуры»
Материалы: сортер «Геометрические фигуры», лист бумаги, шнурок, фломастеры (карандаши)
Варианты игр:
- Надевать фигуры на шнурок (можно сортировать по цвету/форме);
- Обводить фигуру на бумаге фломастером (карандашом) того цвета, в который раскрашена фигура;
- Прикладывать фигуры на обведенные силуэты на листе бумаги.
Сортировка предметов по цвету из подручных материалов
Материалы: Цветной картон, любые игрушки разных цветов (у нас это стаканчики, геометрические фигуры из сортера, животные из сортера, синельная проволока, муляжи овощей)
Ход игры: Раскладывается картон в ряд. Взрослый предлагает ребенку по 1 предмету, рассматривает его вместе с ним, вместе обсуждают его название, свойства и ребенок кладет выбранный предмет на картон в соответствии с цветом.
Материалы: картонная втулка, цветные резинки, лист бумаги, цветные фломастеры (карандаши)
Варианты игр:
- сортировка резинок по цвету
- надевание резинок на картонную втулку (можно обыграть по интересам ребенка — у нас это цвета фиксиков);
- обводка ладони на листе бумаги, рисунок колечек разного цвета и надевание ребенком на каждый палец резинок такого же цвета, как и колечки на рисунке;
- любую игру можно предложить повторить по памяти (без рисунка надеть резинки на пальцы /на втулку).
Материалы: цветные помпоны, большой детский пинцет для игр, стаканы-непроливайки с крышками разного цвета, мультифора (файл), скотч
Варианты игр:
- сортировать помпонов по цвету и ответ на вопрос: стаканчика какого цвета не хватает?;
- перекладывать помпончиков с помощью пинцета;
- вытаскивать помпонов из приклеенной скотчем к столу мультифоры с маленькой дырочкой по центру;
- предложить взять помпон такого же цвета, как лимон / небо / поросенок и т.д.
Материалы: 2 любые небольшие полукруглые емкости разного цвета (у нас это части от яиц большого киндер сюрприза), цветные помпоны этих же цветов (или любой другой небольшой материал — бусины, фасоль и т.д.), скотч
Ход игры: Отрезается небольшой кусочек скотча (как обхват руки ребенка), нелипкой стороной внутрь, а липкой — снаружи, скотч прикладывается к запястью ребенка и склеиваются его края. На этот скотч приклеивается полукруглая емкость. Повторить со второй рукой. Затем ребенку предлагается доставать из контейнера с помпонами (можно только 2 цвета, можно усложнить задачу и дать все цвета) помпон того же цвета, что и крышечка на руке, поочередно наполняя каждую емкость.
Задача ребенка — собрать все помпоны нужных цветов и не просыпать собранное.
Игра «Заполни форму конфетками»
Материалы: вкладыш из коробки из-под конфет; цветные бусины/бриллианты/помпоны/крабики и т.д. (любой небольшой материал), детский пинцет для игр.
Ход игры: Ребенку предлагается любой небольшой материал (в нашем случае бриллианты в форме цветов) с помощью пинцета «ладошки» захватывать и перекладывать во вкладыш из коробки из-под конфет, представляя, что это конфеты.
Можно обсудить вкус конфет по цвету бриллиантов (зеленые — яблочные, розовые — малиновые, голубые — ягодные)
Можно выкладывать в ряд / по диагонали / по форме любой геометрической фигуры / какой-то определенный цвет и т.д.
Игра на развитие речевого дыхания «Сдуй шарик»
Материалы: 2 бумажных стаканчика, легкий шарик (можно теннисный)
Ход игры: Переворачивается один из стаканчиков, наверх кладется шарик. Ребенку предлагается сдуть шарик в другой стаканчик.
При игре не забываем правильно дышать: вдох носом, выдох ртом, щеки не надувать.
Игра на развитие межполушарного взаимодействия «Найди двумя руками сразу»
Материалы: картон, 6 видов наклеек, каждого вида по 3 штуки (у нас это наклейки животных — 3 льва, 3 зебры, 3 слона, 3 жирафа, 3 медведя, 3 тигра), кубик
Ход игры: Взрослым заранее приклеиваются 6 разных наклеек на каждую сторону кубика. Заранее приклеиваются на картон в разные стороны остальные наклейки (каждого вида по 2). Ребенку предлагается кинуть кубик, и найти на картоне одновременно двумя руками выпавшую картинку.
Создание сенсорной коробки «Ферма»
Материалы: коробка, крупа (ячневая, кукурузная, пшеничная), фигурки животных, любые другие интересные предметы для создания «фермы» (у нас это деревянный конструктор и забор)
Ход игры: насыпаем выбранную крупу в коробку и выкладываем выбранные фигурки, конструктор, забор и все подходящие предметы. Распределяем крупу (можно маленьким трактором) по дну коробки и выстраиваем сюжет. (Мы поселили собаку в будку, сделали дом для фермеров, убрали диких животных в лес (за коробку) и т.д.
Игры с буквами
Материалы: буквы, стаканчик
Ход игры: В ряд выкладываются известные ребенку буквы (сначала начинаем с 2-3, затем можно усложнять увеличивая количество). Каждая буква называется ребенком, желательно с прикреплением каких-то известных ребенку слов, начинающихся на звук этой буквы (у нас м — мама, п — папа, ю -Юля и т.д.). Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый закрывает одну из букв стаканчиком. Ребенок отгадывает: что за буква спряталась под стаканчик? Затем можно поменяться ролями и уже ребенок будет прятать букву.
Материалы: буквы, мягкий пластилин
Варианты игр:
- Из пластилина катается небольшой блинчик, затем предлагается ребенку положить букву и придавить ее, затем поднять букву и посмотреть, какой след оставила буква;
- Ребенок закрывает глаза, а след от буквы выполняет взрослый, затем ребенок угадывает букву (можно усложнить и угадывать несколько букв и собирать их в слово).
Материалы: любой пластилин
Варианты игр:
- Ребенку предлагается слепить букву (можно по памяти, можно по образцу взрослого, можно глядя на картинку букв). Обращаем внимание на элементы, из которых состоит буква (палочки, кружочки);
- Написать слово из таких слепленных букв, которое хочет ребенок (у нас это имя дочери);
- Использовать разные цвета, а для детей постарше — цвета букв по звукам (красный — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный).
Игра» Усади букву на стульчик«
Материалы: буквы, маленькие стульчики (из игры балансир «Стульчики»)
Ход игры: Ребенку предлагается называть букву и усаживать их на стульчик. Собирать из букв на стульчиках слоги. Затем слова.
Можно использовать разноцветные стульчики или стульчики по цветам букв-звуков ((красный — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный)
Материалы: буквы, губка, маркеры на водной основе, маленькие прищепки, веревочка, 4 палочки (набор из игры «Большая стирка»)
Ход игры: Взрослый заранее «пачкает» маркерами буквы. Ребенку предлагается «помыть» буквы сухой губкой и развешать их сушиться. Называем каждую чистую букву, собираем в слоги/слова развешанные буквы.
Материалы: Фасоль, контейнер, буквы
Ход игры: В контейнер высыпаем фасоль и известные ребенку буквы. (можно буквы, из которых можно собрать слово). Ребенок достает все буквы из фасоли, называет их и собирает слово.
Можно усложнить — ребенку предлагается искать с закрытыми глазами и определять найденную букву наощупь.
Можно положить какую-то одну новую букву и так провести «знакомство с новой буквой»