Возрастные особенности речевого развития детей

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды и ее роль в речевом развитии детей

Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно-пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.
Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей младенческого возраста
Учет логики познавательного и речевого развития, демонстрация предметов, наблюдения и действия с ними, восприятие образов, отраженных сначала в игрушке, затем на картинке, затем без наглядной основы восприятие текста;
Особое внимание становлению у малышей инициативной связной разговорной речи как средства общения и познания окружающего мира;
Создание условий для самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книжек;
Создание условий для развития инициативной разговорной речи, переводя акцент внимания от предмета к общению по поводу предмета;
Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей младшего дошкольного возраста
Создание условий для стимулирования самостоятельных попыток ребенка выступить инициатором общения;
Внедрение приемов и методов, направленных на развитие речи как средства общения (поручение, обращение, взаимодействие посредством речи);
Использование разговоров, рассказов, чтения детской литературы, направленных на формирование умения слушать и слышать;
Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей среднего дошкольного возраста
Создание условий для качественного формирования грамматического строя речи, для освоения способов словообразования;
Особое внимание к самостоятельному монологу, сочинению загадок, самостоятельного пересказа;
Знакомство с основами речевого этикета;
Развитие обследовательских действий и накопление словарного запаса, включающего названия свойств и качеств предметов, их расположения, строения, назначения, применения и т.д.
Создание уголков предметно-пространственной среды: книжный уголок, уголок природы, уголок для игр-драматизаций, уголок «Интересных вещей», и т.д.
Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей старшего дошкольного возраста
Обращение внимания на творческого воображение, фантазию, речевое творчество;
Развитие содержательности и связности речи;
Подготовка к обучению грамоте;
Создание центров предметно-пространственной среды: литературный центр (книги, журналы, энциклопедии по интересам ребенка) и центр художественно-эстетической деятельности (атрибуты для театральной деятельности, результаты творческой деятельности ребенка и т.д.)
Детский список литературы для чтения
«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» — Вольтер