Возрастные особенности речевого развития детей

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды и ее роль в речевом развитии детей

Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно-пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников.

Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей младенческого возраста

Учет логики познавательного и речевого развития, демонстрация предметов, наблюдения и действия с ними, восприятие образов, отраженных сначала в игрушке, затем на картинке, затем без наглядной основы восприятие текста;

Особое внимание становлению у малышей инициативной связной разговорной речи как средства общения и познания окружающего мира;

Создание условий для самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книжек;

Создание условий для развития инициативной разговорной речи, переводя акцент внимания от предмета к общению по поводу предмета;

Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей младшего дошкольного возраста

Создание условий для стимулирования самостоятельных попыток ребенка выступить инициатором общения;

Внедрение приемов и методов, направленных на развитие речи как средства общения (поручение, обращение, взаимодействие посредством речи);

Использование разговоров, рассказов, чтения детской литературы, направленных на формирование умения слушать и слышать;

Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей среднего дошкольного возраста

Создание условий для качественного формирования грамматического строя речи, для освоения способов словообразования;

Особое внимание к самостоятельному монологу, сочинению загадок, самостоятельного пересказа;

Знакомство с основами речевого этикета;

Развитие обследовательских действий и накопление словарного запаса, включающего названия свойств и качеств предметов, их расположения, строения, назначения, применения и т.д.

Создание уголков предметно-пространственной среды: книжный уголок, уголок природы, уголок для игр-драматизаций, уголок «Интересных вещей»,  и т.д.

Рекомендации к организации речевой развивающей среды у детей старшего дошкольного возраста

Обращение внимания на творческого воображение, фантазию, речевое творчество;

Развитие содержательности и связности речи;

Подготовка к обучению грамоте;

Создание центров предметно-пространственной среды: литературный центр (книги, журналы, энциклопедии по интересам ребенка)  и центр художественно-эстетической деятельности (атрибуты для театральной деятельности, результаты творческой деятельности ребенка и т.д.)

Детский список литературы для чтения

«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» —  Вольтер